12:24 "Южный поток-2": Через Крым | |
"Газпром" представил новый вариант реанимации проекта магистрального газопровода (МГП) "Южный поток". Об этом поведал энергичный советник главы "Газпром экспорта" Андрей Конопляник 28 апреля 2016 г. Морской участок "Южного потока" могут начать с Крымского полуострова, а не из Анапы, что позволит сократить протяженность подводного участка до Болгарии и, соответственно, сэкономить деньги. Но это только надводная часть айсберга, о которой будут много говорить, а есть еще и подводная, которую подразумевают, но о которой никто никогда официально не скажет… О том, что проект "Южный поток" закрыт, 1 декабря 2014 года было озвучено Владимиром Путиным на пресс-конференции в Анкаре. Неконструктивная позиция Болгарии сыграла свою роль, и Москва решила отказаться от проекта, который вот-вот должны были начать реализовывать. Прошло полтора года. Что же заставило руководство РФ вернуться к этому вопросу? И не изменило ли руководство страны своим принципам? Давайте разбираться. Перспективы остаться без газа как из-за возможного кризиса в 2019 году, когда транзит через Украину может быть остановлен, так и из-за проблем в Турции, которые могут повлечь прекращение транзита, заставляют страны южной Европы провести работу над газовыми ошибками и искать пути выхода из сложившейся ситуации. А путей в этом случае ровно три. Первый. Постройка газовых терминалов в южной Европе и решение этим своих проблем. Проект очень дорогостоящий и долгий и не факт, что осуществимый. Кроме самого терминала нужен еще и газ, который будет туда поступать. И не просто газ, а от надежного источника, который не иссякнет по тем или иным геополитическим причинам. Одно дело прикупать катарского газа, чтобы удобно было торговаться с "Газпромом", и совсем другое - полностью зависеть от его поставок. При этом надо понимать, что газовый поток в этом случае очень легко может быть перенаправлен на более платежеспособные рынки. Ничего личного, всего лишь бизнес. Второй. Увеличение пропускной способности внутриевропейских газовых путей с тем, чтобы газ из терминалов Северного или Балтийского морей пошел в южную Европу. Тут тоже тупик. Свободный газ в этом случае может быть только с тех же газовозов, что и в первом варианте, либо из России: по "Северному потоку-2" или газовозами с Ямала. Это сразу же приводит страны региона к мысли о "Южном потоке", который короче, дешевле, а главное - не привязан к доброй воле многих стран, пусть пока и союзных. Третий. Возвращение к варианту "Южного потока". Этот путь самый логичный и простой. Но есть проблема: руководство России никогда не предлагает одинаковых условий дважды. Каждое следующее предложение будет менее выгодным для партнеров. Если до 2014 года Россию вполне устраивал "Южный поток", то с этого момента многое изменилось. Во-первых, Украина все сильнее погружается в хаос гражданского конфликта, а ее правящий режим становится в открытую конфронтацию с Москвой. Причем именно в газовой сфере все идет к тому, что после 2019 года транзит по ее территории российского "голубого топлива" может быть прекращен. Во-вторых, Турция постепенно превращается в еще одну Украину. Анкара как под копирку повторяет все ошибки Киева с лагом в год, а значит, далеко не исключено, что и этот транзитный поток иссякнет. Поэтому-то российское руководство и предложило несколько иное видение будущего «Южного потока», если наивные южноевропейцы пожелают о нем поговорить. Примечательно, что идея этого проекта впервые была озвучена еще в начале марта 2014 года, когда референдум в Крыму еще не состоялся. Согласно ей, трубопровод идет не от станции "Русская" по морю, а проходит по территории России через Керченский пролив и Крым. А уже из района Евпатории начинается его морская часть по дну Черного моря в Болгарию. Если "Южный поток" пойдет через Крым, то самый дорогой морской участок может уменьшиться практически в два раза. За счет этого Россия как владелец трубы может сэкономить на строительстве. Экономическое обоснование этого проекта безупречно. Во-первых, он дешевле. Дело в том, что прокладка подводной части трубы стоит в комплексе намного дороже, нежели сухопутная часть. Чистая экономия средств составляет около трех миллиардов евро. Во-вторых, это позволит сэкономить средства на прокладку в Крым отдельной трубы. В случае сооружения "Южного потока" она становится ненужной. В-третьих, прокладка труб "Южного потока" через Крым сразу же решает вопросы с освоением газовых месторождений региона. В этом случае проекты по добыче газовых богатств черноморского шельфа становится не только выгодными, но и довольно просто реализуемыми. Весь лишний газ Крыма и шельфа будет просто перенаправлен в новую трубу, что сократит операционные расходы по его доставке. Но самым важным для Москвы аспектом проекта станет политический. Именно статус Крыма стал главным камнем преткновения для европейских дипломатов, когда летом 2014 года Москва официально предложила подумать над крымским вариантом "Южного потока". Сегодня уже совсем другая ситуация, когда может статься, что у южноевропейских стран просто не будет другого выхода, кроме как согласиться… Реализация этого проекта со странами ЕС сразу, по факту, узаконит Крым в статусе российского федерального округа. И тут даже не важно, что де-юре он не будет признан еще очень долго. Важно, что Крым под российской юрисдикцией станет важной составной частью энергетической безопасности европейских стран. Они будут кровно заинтересованы, чтобы нынешнее статус-кво не было нарушено, что и требуется Москве. И так, новое российское предложение на запросы европейцев озвучены. Каким будет ответ Европы, зависит не столько от ее моральных принципов, которых нет, сколько от той ситуации, которая будет развиваться вокруг Украины и Турции. По материалам politrussia.com. | |
|
Всего комментариев: 0 | |